Главная
→
Статьи
→
Памятник-сатира
Памятник-сатира
Относительно короткое царствование Александра III (1881-1894) оставило неизгладимо гнетущий след в сознании передовых слоев общества и всего населения России. По указанию его сына Николая II в 1909 году на Знаменской площади Петербурга (ныне площадь Восстания) был установлен памятник Александру III. Это место было выбрано не случайно.
Создание Великого Сибирского железнодорожного пути, соединившего Петербург с Владивостоком, приписывалось Александру III. А Знаменская площадь, обращенная к Николаевскому (ныне Московскому) вокзалу, была началом Великого Сибирского пути. Во Владивостоке — конечном пункте этого пути также предполагалось поставить монумент Александру III перед вокзалом.
В 1900 году прошел конкурс на лучший проект памятника. Победителем был признан скульптор Павел Петрович Трубецкой.
Трубецкой был мастером небольших статуэток и бюстов, выдающимся анималистом, прекрасным портретистом, автором различных жанровых композиций. Импрессионист, он, однако, не отрицал принципов реалистического искусства. Реалистический подход Трубецкого к своей работе весьма отчетливо проявился в памятнике Александру III.
Вся работа по сооружению памятника Александру III широко освещалась в печати, оживление комментировалась, большой интерес вызывала личность его автора. Благодаря своему княжескому титулу Трубецкой имел возможность проявлять самостоятельность в работе над памятником. Зачастую он даже игнорировал указания специально созданной для руководства сооружением памятника комиссии под председательством академика Бориса Борисовича Голицына.
В эту комиссию, кстати, входили вице-президент Академии художеств (позднее — министр просвещения) граф Иван Иванович Толстой и художник Альберт Бенуа.
«Он решениям комиссии не подчинялся, постоянно обходил указания, которые ему давали как князь Голицын, так и я…— вспоминал впоследствии бывший тогда министром финансов Сергей Юльевич Витте.—При сооружении памятника делал некоторые фантастические выходки, которые стоили громадных денег».
Трубецкой жил и работал в специально построенном павильоне недалеко от Александро-Невской лавры. При мастерской была и конюшня, в ней находились лошади, служившие натурой для скульптора. Привели ему и лошадь, на которой ездил сам царь. Для изготовления фигуры царя понадобился натурщик. Объездив ряд воинских частей, Трубецкой отобрал 18 кандидатов, из которых комиссия выделила наиболее достойного. Им был фельдфебель Павел Пустов.
Однако вскоре выяснилось, что этот имевший царственную осанку фельдфебель никогда не ездил верхом. Поэтому сесть на лошадь ему помогали три человека, которые держали натурщика и лошадь, пока они не привыкли друг к другу. Трубецкой лепил по 8-10 часов в день. Лошадь приходилось менять, так как она уставала стоять. Фельдфебеля Пустова Трубецкой отпускал лишь когда сам не мог держаться на ногах от усталости. Нередко скульптор подбадривал иатурщика словами: — Я не устаю, и ты терпи, Павел.
Впрочем фельдфебель не очень унывал, так как перед каждым сеансом не забывал положить в карман шаровар бутылку водки для поднятия духа. Работа над памятником продолжалась около пяти лет. За это время Трубецким создано 14 моделей (2 — в натуральную величину памятника). На заседании специальной комиссии модель памятника подверглась критике.
В ответ на это Павел Трубецкой выступил с таким ироническим заявлением: — Благодарю вас, господа. До сих пор у меня не было окончательной уверенности в моем произведении. Но теперь я успокоился, так как памятник вам не нравится. Должно быть, я сделал хорошую вещь. Если б она вам понравилась, я был бы этим огорчен. Выступая так, Трубецкой хорошо знал, что проект памятника горячо поддерживает… сама императрица.
Окончательная модель монумента была завершена и отлита в 1906 году. Затем Трубецкой уехал за границу. Коня отлили на Обуховском заводе, а фигуру Александра III в специальной мастерской. Собрали памятник на месте его установки в закрытом павильоне, специально построенном для этой цели на площади.
Памятник был открыт 23 мая 1909 г под пушечный салют Петропавловской крепости, военную музыку и колокольный перезвон Знаменской церкви. На площадь было стянуто свыше тысячи полицейских, шесть отрядов конной полиции, эскадрон и четыре взвода конных жандармов, а также несколько воинских частей. Трубецкой не присутствовал на торжественном открытии памятника — он опоздал.
После открытия памятника опасаясь возникновения беспорядков, на площади дежурили городовые, не разрешавшие горожанам собираться группами. Вскоре в городе распространилось трехстишие:
На площади—комод, На комоде—бегемот. На бегемоте—обормот.
Для такой оценки памятника были все основания. Огромный конь из породы тяжеловесов‚ с обрубленным хвостом упрямо наклонив голову, стоит на постаменте. Не лучше и восседающий на нем толсый Александр III, с выпятившей жирной грудью. Создается впечатление, что тяжеловесный всадник не под силу даже могучему коню, который пытается освободиться от узды.
Скульптура была выполнена в две натуральные величины.
Своеобразный, выразительный и реалистический памятник привлек к себе внимание, вызвал противоречивые отклики. Весьма любопытно мнение самого скульптора об идейном содержании монумента. На вопрос друзей по этому поводу Трубецкой ответил: —Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом.
Памятник Александру III —острая карикатура на русское самодержавие, на тупого царя-висельника и алкоголика. Вызывает удивление, что такой памятник мог быть установлен на одной из центральных площадей столицы России. Для царской семьи и официальных кругов решающее значение сыграло большое портретное сходство, которого удалось добиться скульптору, а также массивная, спокойная фигура всадника и могучий конь, что олицетворяло незыблемость самодержавия…
Через три года городская дума обсуждали вопрос — снести или оставить памятник на месте? У Николая II даже родилась идея перенести этот памятник в Иркутск, а в столице установить другой…
Свершилась революция, а памятник Александру III оставался на прежнем месте. Его постамент нередко использовали в качестве трибуны на ммитингах.
В 1927 году Демьян Бедный написал четверостишие, которое было помещено на постаменте:
Пугало Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья: Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
После этого среди ленинградцев за памятником Александру III прочно утвердилось название «Пугало». Во время реконструкции площади Восстания в 1937 году памятник был снят и передан Русскому музею.
В начале Великой Отечественной войны тяжелую бронзовую скульптуру во дворе музея обессилевшие сотрудники музея пытались сохранить. Они носили в мешках и ведрах песок с трех стоявших на Мойке барж. Укрыть тяжелую статую в специально вырытом для нее котловане во дворе музея не смогли. Крупнокалиберный снаряд упал во двор музея, но монументу ничего не сделалось, он остался невредим. Памятник Александру III по-прежнему находится в Государственном Русском музее, а одна из моделей монумента эспонируется в Музее городской скульптуры.
Ещё интересно почитать
Опунция, или за что гусенице поставили памятник?
|