Главная
→
Статьи
→
Затянувшийся каменный век на острове Минданао
Затянувшийся каменный век на острове Минданао
Крутыми, почти отвесными берегами, остроконечными мысами врезается остров Минданао в Тихий океан.
Это второй по величине остров Филиппин, на котором сохраились дикие, неизученные уголки.
Влажным тропическим воздухом дышит он на путешественника, опьяняет его, как дурман-трава. Однако в джунлях прохладно.
Ветви эвкалиптов где-то высоко-высоко над головой смыкаются, образуя естественную зеленую крышу, через которую солнце пробивается как-то очень робко, словно боясь потревожить огромный лес, погруженный в угрюмый сумрак.
В южной части острова Минданао американские ученые в конце XX века обнаружили затерянное в джунглях племя тасадей. Туземцы никогда не видели белого человека, никогда не держали в руках металлических ножей, топоров. Их жилища — естественные пещеры в горах, их пища— речные крабы, лесные ягоды, личинки, лягушки.
Каменный век в ХХ веке — парадокс?
Да, но парадокс объяснимый.
Экваториальный климат, оторванность от центров мировой цивилизации, обилие пищи‚ отсут ствие на острове крупных хищников — все это серьезно затормозило эволюцию племени. Туземцы приспособились обходиться тем, что давала щедрая природа, их жизнь так и застыла на первобытном, примитивном уровне.
О жизни этого племени, о нравах тасадейцев интересно пишет сам побывавший на Минданао Неннет Маклейш.
«…Одного из них звали Балаеш. Он сидел на большом камне около пещеры, охраняя свое спящее семейство. Нам казалось, что Балаеш задремал на грани двух миров: того, из которого пришли мы, — сверкающий блеском неоновых реклам мир, бешено несущийся по бетонным автострадам, мир космических кораблей, и микромира племени тасадей — мир камня, мир, не знающий даже металла. Балаеш встал, когда начал заниматься рассвет. Он был прекрасно сложен: среднего роста, крепкий, его мышцы упругими шариками катались под кожей. Немного погодя из пещер стали вылезать туземцы. Их день начинался с утренней молитвы поклонения великому и вездесущему идолу. …Я включил магнитофон. Тасадейцы с выражением неописуемого ужаса на лицах кинулись бежать, попрыгали в свои пещеры… Потом мне пришлось разбить магнитофон о камни, иначе они не вышли бы снова из пещер. Можно было представить себе реакцию туземцев, когда вертолет сбрасывал нам медикаменты, пищу и инвентарь. Они попрятались кто куда. Только Санда оказался самым смелым: он обхватил меня и дрожал, прячась за моей спиной…»
Для того чтобы приготовить пищу или обогреться, нужен огонь. Тасадейцы добывают его трением сухих деревянных палочек.
По вечерам туземцы садятся вокруг костров и смотрят куда-то в пустоту. Так проходят дни, месяцы, годы жизни.
Так было и так продолжалось бы, если бы цивилизация не вторглась в этот малеький обособленый мирок племени тасабей на Филиппинах. Человек идет вперед в своем развитии, разгадывает наисложнейшие тайны природы, путешествует всюду.
Но кто знает, сколько осталось еще таких племен.
Ведь на земле есть такие места с сюрпризами как Амазонская низменность, сибирская тайга. Возможно, под ледяной шапкой Антарктиды тоже есть жизнь.
Ещё интересно почитать
Как открывают ворота в море Добровольные морские пленники Бродячие корабли
|