Главная
→
Статьи
→
Экслибрисы
Экслибрисы
Книга, как известно, выглядела в разные времена по-разному. И не только внешне, но и по стилю ее оформления, по облику каждого разворота, характеру иллюстраций, их соотношению с текстом, по шрифту…
И, соответственно, экслибрис, или книжный знак (слова эти — синонимы), в каждую эпоху менялся в зависимости от изменения вкусов его владельцев, стилей, господствовавших в искусстве каждой эпохи от технических средств печати также. Это определило великое разнообразие исторически обусловленных форм, обличья книжных знаков. Экслибрис в узком смысле слова-- Знак принадлежности книги определенному владельцу: человеку, семье, роду, коллективу, библиотеке. Самый примитивный способ отметить книгу— сделать на ней надпись. Макнет человек перо в чернила и выведет на форзаце или титуле: «Сия книга Петрова Ивана Сидоровича».
Иногда и кляксу рядом присовокупит. Попадет книга к новому хозяину — а книги обычно переживают своих владельцев — тот снова позаботится о владельческой надписи, теперь, разумеется, другой, а старую постарается затереть, а то и просто вырезать. А третий, не желая видеть грязного листа, вырвет его прочь. Вот и испорчена книга. Да, надписи вряд ли на пользу книге. Не всегда хороша и отметка владельца с помощью металлического или каучукового штемпеля-печати. Ведь не так просто поставить аккуратный оттиск. Со времен средневековья ведется обычай оттискивать знак владельца на верхней крышке переплета глубоким тиснением, часто с золотом.
Иногда тиснение делается на корешке переплета. Такой знак называется суперэкслибрисом. Это, разумеется, очень дорогостоящая техника, доступна лишь богатым людям. Но чаще всего на внутреннюю крышку переплета — так называемый форзац наклеивали еще в ХV веке в Германии, а затем и в других странах специальный ярлык с гравюрой-экслибрисом. Вот этот способ отметки владельца книги и стал постепенно наиболее удобным и любимым книголюбами, так как не угрожал книге порчей, а наоборот -украшал ее. Совсем не обязательно стало удалять экслибрис прежнего владельца—достаточно наклеить рядом новый знак.
Интересно проследить превращение обычной надписи на книге в книжный знак. Это можно видеть на примере знака монаха-собирателя Досифея (Соловецкий монастырь, конец ХV века). Знак этот рисовался переписчиком книги в конце записи о том, кто был заказчиком переписки книги. Если учесть, что в те времена человек, заказавший переписку книги, и владелец отождествлялись, а также что последние слова надписи группировались в выразительную виньетку, в которой они обрамлялись большой буквой «С», то из всего этого следует, что знаки Досифея имеют все качества экслибриса, кроме одного-печатного размножения. На Руси в то время книгопечатания еще не было‚—потому и относят подобные знаки к категории протоэкслибрисов. После Досифея втечение двух веков обычай экслибриса на Руси как бы прервался. Суперэкслибрис Ивана Грозного-единичное исключение из правила.
Лишь в эпоху Петра I, уже несомненно под влиянием укоренившегося в Европе обычая, многие приближенные царя заводят себе экслибрисы. В начале ХVIII века появляются первые печатные гербовые и шрифтовые экслибрисы-ярлыки. Такой ярлык был у сподвижника Петра «чернокнижника» Я. В. Брюса и ряда других исторических личностей. Вплоть до середины ХIХ века среди русских книжных знаков, преобладали ярлыки и штампы с изображением гербов: России была дворянской империей. Часто герб не указывал на конкретного владельца книги, а обозначал принадлежность ее дворянскому роду.
На экслибрисе красовался тогда голый герб. Даже когда к гербу художник добавлял инициалы или фамилию владельца, то кроме возможных изображений, знаков официальных наград и титулов, иных сведений о конкретном владельце не приводилось На экслибрисах присутствовали изображения медалей, орденов, орденских лент, почетного оружия, знаков за беспорочную службу… Кроме этих, чисто внешних для характеристики владельцев примет, знак ни о чем, как правило, не говорил. Личность, внутренний мир, страсти и увлечения человека, его профессия, его иные ассоциации с миром, историей, жизнью не раскрывались в знаках почти никогда.
И лишь на рубеже ХIХ—ХХ веков художники, группировавшиеся вокруг журнала «Мир искусства», сначала для самих себя и друзей художников, а затем и для других книголюбов и просто знакомых стали создавать экслибрисы уже совсем иные. В них нашли отражение, вернее, были поэтически воспеты не только профессия, род деятельности, склонности, увлечения владельца книги, но и глубоко личные, часто интимные чувства, переживания, а также отклики на события общественной, культурной жизни, пожелания и сопереживания авторов и связи с мыслями о владельцах библиотек.
Многие из таких экслибрисов делались отнюдь не из утилитарных соображений, а заменили в какой-то степени графические листы, создаваемые в качестве подношения к определенному событию, то есть представляли собой обстоятельственную графику. Примером могут служить некоторые знаки Александра Бенуа и Б. М. Кустодиева
Далее
Ещё интересно почитать
Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского Сурб-хач Экслибрисы(продолжение)
|
|
|
Фотографии номеров |
Карта проезда |
Заказать номер |
Пляж в Судаке |
Гостевая книга |
Экскурсии |
|
Популярное |
Продажа в Судаке |
Цены на экскурсии в Судаке |
Новый Свет. Пейзаж и дегустация |
Генуэзская крепость - визитная карточка города |
Мыс Меганом - загадочное место в Судаке |
Кара-Даг - потухший вулкан |
Где рядом дельфинарий? |
В Судак на велосипеде |
Конные прогулки в Крыму |
Винный туризм. А Вы попробуйте! |
Возможно ли землетрясение в Крыму? |
Интересные статьи |
Новое
Голицынская тропа в Новом Свете
На даче Волошина в Коктебеле
Ялтинский зоопарк "Сказка"
Вечнозеленое земляничное дерево
Как правильно дегустировать шампанское
О чем рассказал дневник пирата Дампьера
Отдых в Веселом
Ай-Георгий, или где сбываются мечты в Судаке
Сурб-Хач
|
Новости
В Судаке открылся Парк динозавров
С начала мая на радость жителям и отдыхающим у нас в городе работает новый аттракцион, расположенный на бывшей автостоянке ТОК «Судак» возле Холма Славы.
Еще чуть-чуть, и впереди - Судак! А вот и он, курортный город-сказка, Прибрежных скал причудливый пейзаж, Окрестных гор пленительные краски, И легкий бриз, и с мелкой галькой пляж.
Мартин Шаккум-первый зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук: Крым — это исключительное место с точки зрения лечения и профилактики различных заболеваний и в первую очередь — легочных. Раньше люди, которые страдали подобными болезнями, если у них была такая возможность, просто продавали свое жилье в Москве и, выходя на пенсию, переезжали в Крым. И Крым давал им жизнь!
|
|